Хотите продвигать бизнес в интернете, получать больше трафика и клиентов, не полагаясь только на платную рекламу? Тогда вам необходимо провести тщательный анализ конкурентов в SEO. Это позволит понять, какие стратегии и инструменты они используют для продвижения, и адаптировать лучшие практики для собственного сайта.
В этой статье мы подробно разберем, как сделать SEO анализ конкурентов, какие онлайн-сервисы и программы для этого использовать, на что обратить внимание при анализе структуры сайтов, внешних ссылок и коммерческих факторов. Руководство будет полезно как собственникам бизнеса, так и маркетологам, которые хотят вывести продвижение на новый уровень.
Первый шаг в анализе конкурентов – выявить сайты, которые занимают топовые позиции в поисковой выдаче по важным для вашего бизнеса ключевым запросам. Это можно сделать с помощью различных онлайн-сервисов.
Keyso – онлайн-сервис для анализа видимости сайтов в поисковых системах. Он позволяет быстро оценить, какие позиции занимают ваши конкуренты по важным ключевым запросам, и сравнить эффективность их SEO-продвижения.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: Keyso — удобный сервис с гибким функционалом, который решает большинство задач на этапах конкурентного анализа и сбора семантики. Инструментарий позволяет определить лидеров по видимости в тематике и выяснить, по каким запросам конкуренты занимают топ поисковой выдачи.
SEMRush – утилитарный сервис, позволяющий провести конкурентный анализ, пополнить семантическое ядро и изучить динамику ссылочного профиля. Также можно просканировать адреса самих конкурентов и определить объем органического трафика, количество страниц сайта в топе выдачи. Есть опция отслеживания динамики трафика и зоны роста конкурента в SEO.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: SEMRush — условно бесплатный сервис. Для проведения конкурентного анализа оптимизаторам достаточно бесплатного тарифа, для использования остальных функций можно воспользоваться тестовым периодом на 7 дней. Работать с семантикой и ссылками через SEMRush тоже удобно, однако большая часть функций будет доступна после покупки подписки за 319,95 долларов в месяц.
«Пиксель Тулс» – условно-бесплатный сервис с целой экосистемой инструментов для начинающих SEO-специалистов. Проводит анализ поисковой выдачи сразу по двум поисковым системам — Google и «Яндекс». Полное время проверки может занять до 1 часа свободного времени: все зависит от количества добавленных ключевых слов для анализа.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: «Пиксель Тулс» — неплохой сервис, который можно использовать в качестве дополнительного инструмента к другим программам анализа. Условно бесплатный и подойдет для начинающих специалистов. Для работы с большим проектом можно приобрести тариф за 950 рублей в месяц — платная подписка открывает все инструменты «Пиксель Тулс», различия между тарифами только в количестве лимитов.
Следующий важный этап – провести технический аудит сайтов конкурентов, чтобы понять, как они организуют контент, оптимизируют страницы, настраивают перелинковку. Для этого существуют специальные программы.
«Топвизор» – удобный онлайн-сервис для быстрого сканирования сайтов. Чтобы собрать данные по структуре чужих ресурсов, требуется перейти во вкладку «Анализ конкурентов», ввести домен и заказать отчет. Информация будет собрана в течение нескольких минут.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: «Топвизор» — оптимальный вариант для быстрого сканирования нескольких сайтов конкурентов и сбора данных для анализа. Сервис быстро работает и не влияет на производительность компьютера, выводит данные в удобном для анализа формате.
Хорошо подходит для начинающих оптимизаторов и небольших проектов. Для работы с крупными сайтами придется купить коммерческий тариф за 2 990 или 9 990 рублей в месяц.
Screaming Frog – один из основных инструментов, которыми пользуются SEO-специалисты для конкурентного анализа. Программа доступна только в desktop-версии и не имеет официального перевода на русский язык, однако обладает обширным функционалом: поиск битых страниц и редиректов на сайте, обнаружение дублей страниц по хэш-сумме исходного кода, поиск изображений большого веса либо с отсутствующими тегами, анализ и визуализация структуры сайта, уровней вложенности страниц.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: Screaming Frog — мощная программа для работы с сайтами конкурентов с гибкими настройками сканирования и удобным отображением информации. Софт включает весь необходимый функционал для анализа в бесплатной версии, однако требует установки русификатора и сложен в освоении.
Также программа очень требовательна к производительности компьютера. Для сканирования больших сайтов потребуется приобретение платной лицензии и наличие мощного ПК, бесплатная версия — обязательный инструмент для SEO-специалистов.
Xenu Link Sleuth – англоязычная программа-краулер, позволяющая просканировать любой сайт. Функционал софта направлен на анализ битых ссылок, однако позволяет решать и другие задачи — например, изучить структуру конкурента.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: Xenu Link Sleuth — простая и доступная программа для быстрого сканирования сайтов конкурентов. Анализ структуры сайта — не основной функционал, программа на порядок уступает Screaming Frog, однако не нагружает компьютер и полностью бесплатна.
Качественная внешняя ссылочная масса – один из ключевых факторов успешного SEO продвижения. Поэтому важно проанализировать, откуда конкуренты получают ссылки и насколько они авторитетны. В этом помогут следующие сервисы.
Megaindex — удобный онлайн-сервис для быстрого анализа ссылочного профиля любых сайтов. Сервис выдает подробную статистику о входящих и исходящих ссылках на сайте, отражает тематику ссылок, типы доменов и слова в анкорах.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: Megaindex — эффективный инструмент для конкурентного анализа и разработки стратегии линкбилдинга. Сервис предоставляет массу детализированных отчетов в удобном для восприятия формате и не требует обучения. Весь функционал работает и в бесплатной версии, однако для удобной работы придется купить начальный тариф за 2 990 рублей в месяц. Этого будет достаточно для анализа сайтов с профилем до 10 000 ссылок и сканирования до 3 000 конкурентов за день.
Ahrefs – сервис, позволяющий получить всю информацию о ссылочных факторах сайтов конкурентов: количество и качество ссылок для любого URL или раздела ресурса, сводку с динамикой изменения ссылочного профиля, классификацию всех задействованных типов линков. Также может отслеживать динамику изменения ссылочного профиля, что поможет оценить темп и скорость развития ссылочного профиля у конкурента.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: Ahrefs — это мощный инструмент, позволяющий собрать полную базу ссылок и сделать прозрачной стратегию линкбилдинга любого конкурента. Сервис обладает гибкими настройками и обширным функционалом.
Единственный недостаток — высокая стоимость. Ежемесячная подписка может оказаться слишком накладной для начинающих оптимизаторов. Единственный выход — оформление тестового периода за 7$ для работы с разовыми проектами.
Преимущества:
Недостатки:
Резюме: Seranking позволяет составить подробную картину о стратегии линкбилдинга конкурентов в несколько кликов. Отлично подходит для начинающих оптимизаторов и хорошо дополняет функционал Megaindex — для работы с SEO лучше совмещать эти 2 сервиса.
Помимо технических аспектов, на позиции сайта влияют и так называемые коммерческие факторы – элементы, повышающие доверие посетителей и их готовность к покупке. К ним относятся удобство навигации, качество контента, отзывы, ценовая политика. Их нельзя оценить автоматическими инструментами, поэтому здесь необходим ручной анализ.
Внимательно изучите сайты основных конкурентов и зафиксируйте:
Составьте список сильных и слабых сторон каждого конкурента с точки зрения коммерческих факторов. Это позволит понять, какие из них стоит внедрить на своем сайте, а за счет чего можно выгодно отличаться от других игроков рынка.
Резюме: Анализ коммерческих факторов – важная часть аудита конкурентов, требующая внимания к деталям. Исследуя сайты вручную, вы сможете найти интересные инсайты для повышения конверсии своего ресурса.
Подводя итоги, отметим ключевые моменты для эффективного анализа SEO-конкурентов:
Систематический анализ конкурентов по всем этим параметрам – залог разработки эффективной SEO-стратегии для бизнеса. Выбирайте лучшие практики, адаптируйте их под специфику своей ниши и постоянно тестируйте новые гипотезы. Так вы сможете выстроить уникальную систему продвижения сайта и привлечения целевого трафика.