Чат-бот — это инструмент, который имитирует диалог с пользователем. Бот может общаться как с помощью текстовых, так и с помощью голосовых сообщений на сайтах, в мессенджерах и мобильных приложениях.
Виртуальные помощники помогают разгрузить службу поддержки и позволяют одновременно взаимодействовать с большим количеством пользователей независимо от времени суток. Автоматизация коммуникации с аудиторией сокращает воронку продаж, улучшает путь покупателя, увеличивает конверсии и повышает доход.
Вот лишь несколько факторов благодаря которым популярность чат-ботов ежедневно растет:
Для того, чтобы разработать эффективного чат-бота, сначала необходимо ответить на три главных вопроса:
Следует создать такие сценарии диалогов, которые будут отвечать на вопросы пользователя и плавно продвигать его с одного уровня воронки продаж на другой. Для этого важно тщательно проработать цепочки сообщений и архитектуру бота.
Давайте подробнее рассмотрим этапы разработки чат-бота:
Первое сообщение в сценарии любого бота — это приветствие. Обратите внимание, пользователь должен понимать, что общается с программой, а не с живым человеком, поэтому обязательно представьте своего виртуального помощника. Посмотрите, как коротко и просто это делает магазин Vchehol.ru.
Далее, опишите функционал на основании продуманных ранее целей и задач. Расскажите пользователю, чем бот может быть полезен и что он умеет.
Следите за длинной текста в сообщениях и делайте паузы между ответами чат-бота, чтобы клиент успевал читать полученную информацию.
Ниже вы видите пример виртуального помощника, который помогает пользователям зарегистрировать торговую марку и зафиксировать авторские права. Сообщения PatentBot содержат понятные короткие описания и четкие инструкции.
Продумайте стандартный ответ на случай если клиент сделает что-то неправильно.
Помните, триггер по кнопке лучше, чем набор ответа вручную. В большинстве случаев крайне сложно учесть все ошибки, которые может допустить клиент при написании текста. Поэтому, лучше всего использовать кнопки и быстрые ответы. Обратите внимание, что текст кнопок и быстрых ответов должен быть коротким и понятным. Избегайте сложных терминов, аббревиатур и сокращений, которые могут быть непонятны клиенту.
Последнее, что нужно учесть, это возможность отписки. Как и в случае с email рассылками у пользователя должен быть выбор. При подготовке сообщения об отписке обязательно уточните, как клиент может подписаться снова. Например, RestoNews добавляет кнопку Start. Ведь иногда пользователи нажимают на опции бота ради интереса и тестирования его возможностей.
Однако, не стоит ставить кнопку отписки на первое место. Посмотрите на пример ниже. В сообщение бота сначала следует добавлять кнопку с нужным целевым действием. Так вы не собьете клиента с пути и позволите ему в любой момент безболезненно выйти из диалога.
Чат-боты бывают информационные, продающие и развлекательные. Есть даже персональные ассистенты, которые помогают организовывать и контролировать работу. Чат-ботов успешно используют кафе, рестораны, туристические агентства, интернет-магазины, спортзалы, банки, частные клиники и другие компании.
Посмотрите, какими интересными и полезными могут быть виртуальные помощники.
Ниже вы видите чат-бота RestoNews в Facebook Messenger. Он предоставляет меню, рассказывает о дегустациях, показывает цены и помогает забронировать столик.
Чат-бот сообщества «Дизайн интерьера» помогает клиентам заказать дизайн-проект или получить консультацию. Бот сначала собирает необходимую информацию, а затем передает ее дизайнеру если пользователь оставит свои контактные данные для связи.
Теперь посмотрите на этот креативный чат-бот ВКонтакте от Сбербанк. СберКот был разработан для привлечения подростков и молодежи. Бот отправляет полезную информацию о финансах, помогает найти отделения и банкоматы поблизости, а еще дарит стикеры в каждом сообщении.
Компания Unilever с помощью чат-бота проводит набор кандидатов на стажировку.
А вот один из тех случаев, когда чат-бот может привлекать посетителей и дарить им новые впечатления. Бот Лиза проводит увлекательные прогулки по Эрмитажу, во время которых каждому пользователю нужно отгадывать загадки и находить картины или элементы интерьера, чтобы в конце освободить героиню.
Существует ряд конструкторов для создания чат-ботов. Они имеют разный функционал и помогают создать бота без знания программирования. К ним относятся BotKits, Chatfuel, ManyChat, Dialogflow, Botsify, MobileMonkey и другие. Список конструкторов очень длинный, поэтому более подробно мы рассмотрим четыре сервиса.
robochat.io
Сервис, который помогает разработать бота для сети ВКонтакте. Конструктор позволяет создавать игры-квесты и диалоги. Есть бесплатный и платные тарифы. Бесплатный тарифный план предусматривает до 50 тысяч подписчиков бота и одну рассылку в две недели.
Ниже вы видите страницу настроек сервиса, с которой и начинается работа над созданием виртуального помощника. Для реализации сценария бота нужно просто переходить из раздела в раздел, прописывать сообщения, добавлять переменные и команды.
SendPulse
Блочный конструктор бота для платформ Facebook и ВКонтакте. Сервис предоставляет базовый пакет и тарифные планы для больших объемов. Стоимость платных пакетов зависит от количества подписчиков бота.
Базовый тариф позволяет разработать трех чат-ботов и бесплатно отправлять до 10 000 сообщений в месяц неограниченному числу подписчиков.
Вот, как выглядит блочный конструктор SendPulse. Слева расположены функциональные блоки, которые нужно просто перетаскивать в рабочее поле, а справа находится меню настроек.
Бонус от агентства «Паньшин Групп» скидка 800 рублей в месяц для зарегистрировавшихся по ссылке. Скидка предоставляется каждый месяц по 800 руб в течение 5 месяцев. Суммарный бонус составит 4 000 руб.
Botmother
В этом сервисе вы можете создавать чат-ботов для Facebook Messenger, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram и Viber. Botmother позволяет разработать одного бота одновременно для всех мессенджеров. Первого виртуального помощника можно создать бесплатно.
Посмотрите, как выглядит рабочее поле конструктора Botmother. Все нужные блоки для настройки будущего бота расположены в меню справа. Чтобы создать сценарий, необходимо перетаскивать выбранные элементы на экран рабочего поля.
Aimlogic
Конструктор, который помогает разрабатывать чат-ботов для мессенджеров, сайтов, социальных сетей, приложений. Боты Aimylogic понимают естественную речь благодаря использованию искусственного интеллекта. Есть возможность создания голосовых и текстовых сообщений. Сервис предоставляет три тарифных плана.
Ниже вы видите функционал конструктора Aimylogic. Для создания цепочек сообщений сервис предоставляет ряд готовых блоков. Выбираете нужный элемент, настраиваете его и подключаете.
Уже готовы приступить к выбору конструктора для создания виртуального помощника? Тогда воспользуйтесь следующими рекомендациями:
И помните, чат-бот должен быть полезен вашим пользователям и решать конкретные бизнес-задачи. Только в этом случае он станет эффективным помощником.