В настоящее время поисковые системы все больше внимания уделяют поведенческим факторам. С одной стороны они могут определять качество сайта с помощью многочисленных поисковых алгоритмов, которые учитывают сотни различных метрик. А с другой стороны — поведение пользователей на сайте также является мощным индикатором качества сайта.
Поэтому круг задач по оптимизации сайта расширяется, а оптимизатору нужно подать сайт с лучшей стороны – как поисковым системам, так и пользователям.
Нужно добиться успеха в двух направлениях:
ПФ отслеживаются поисковыми системами различными способами, например, счетчики на сайте (Яндекс.Метрика, LiveInternet), и тул-бары в браузерах пользователей (Яндекс, Mail.ru и т.д.).
Особое внимание уделяется таким ПФ:
Если процесс поисковой оптимизации сайта требует грамотного подхода, то улучшение ПФ тем более нуждается во внимательном отношении. То есть накрутка поведенческих факторов может навредить сайту, равно как и его переоптимизация.
Безопасные методы улучшения поведенческих факторов должны быть максимально естественными.
В этой статье мы разберем, какие же методы улучшения ПФ сайта будут полезными как для его продвижения, так и для ведения бизнеса.
На некоторые из этих методов указывают и внутренние факторы оптимизации сайта, поэтому работая над ними, мы одновременно улучшим и ПФ.
Никто из нас не хочет иметь дело с медленно загружающимися сайтами, расползающейся версткой, неудачным дизайном, назойливыми всплывающими окнами.
Поэтому составим чеклист улучшения технических показателей сайта, отметим в нем самые важные моменты:
Если ваш сайт активно развивается и набирает все больше и больше посетителей, то при выборе хостинга нужно учитывать возможный рост нагрузки на сервер.
Помимо качественного хостинга нам потребуется правильная настройка сайта, а вот поддерживать высокую скорость работы нам помогут такие действия:
Поставьте себя на место пользователя, задайте себе несколько вопросов. Какие сайты вам нравятся и почему? Какие сайты хочется закрыть и никогда на них не возвращаться? Что в них раздражает? Критически оцените свой сайт.
Хороший дизайн сайта не обязательно достигается при помощи флеш-элементов, всплывающих окон, музыки на сайте и подобных решений. Реальность такова, что вкусы владельца сайта далеко не всегда совпадают с ожиданиями целевой аудитории.
У домашней страницы про своих питомцев и коммерческого сайта разные задачи, что всегда должно подчеркиваться соответствием стиля дизайна.
Во избежание неверных решений нужно проанализировать, какой дизайн хорошо зарекомендовал себя на примере самых популярных сайтов схожей тематики. Сформируйте четкое представление о правильном стиле для вашего сайта, и вы сможете уверенно ставить правильные задачи для дизайнера.
В то же время не следует полностью копировать чужой дизайн, ведь сайт должен быть оригинальным.
Дополнительное преимущество даст свой фирменный стиль, логотип, узнаваемые элементы, персонажи и многое другое – все, что поможет максимально вовлечь посетителя в атмосферу сайта.
Обязательно нужно учитывать, что посетители могут приходить с мобильных устройств, их поведение на сайте также играет свою роль. Например, доля мобильных посетителей на сайте ресторана крупного города может превышать 50% всего трафика сайта.
Можно создать мобильную версию сайта или сверстать адаптивный шаблон, который будет правильно отображаться на разных устройствах (десктоп/нетбук/планшет/телефон).
Современная тенденция такова, что технология флеш уверенно вытесняется новым стандартом HTML5. Если вы все еще используете на своем сайте элементы flash, то найдите способ их заменить более современными решениями.
Учтите, что флеш не поддерживается на большинстве мобильных устройств без установки дополнительных приложений. То же самое касается и других компонентов, которые могут понадобиться для работы с вашим сайтом. Большинство пользователей не похожи на вас, они не станут устанавливать дополнительные плагины flash или silverlight ради просмотра вашего сайта.
Для большинства посетителей знакомство с вашим сайтом начинается со сниппета в поисковой выдаче. Хороший сниппет сайта обеспечивает высокий CTR в поисковой выдаче и лояльность целевой аудитории.
Для улучшения сниппетов будут полезны такие статьи:
Как красиво оформить сниппет, при помощи микроразметки
Про то, как формируется сниппет в Яндексе и Google, какие способы улучшения сниппета выбрать — читайте в статье «Почему вашему сайту нужен хороший сниппет»
Как настроить быстрые ссылки в сниппете: читайте тут.
Создание привлекательных сниппетов – это очень важная часть работы над юзабилити сайта.
В переводе на русский юзабилити сайта означает удобство, комфорт, хорошее впечатление, которое производит сайт на посетителя.
Структура меню должна быть понятной, так чтобы пользователь в нем не заблудился. Удобное меню сайта помогает посетителю понять, какие функции выполняет тот или другой пункт меню.
Если структура меню сложна и содержит вложенные категории, то не рекомендуется использовать выпадающие меню. Большинству людей очень неудобно ловить курсором труднодоступные пункты меню.
Если сайт имеет сложную структуру, то рекомендуется создать такую навигацию, чтобы посетитель понимал, в каком разделе сайта он находится.
Важен для того, чтобы посетитель мог легко догадаться, для чего нужен каждый элемент сайта. Существуют общепринятые стандарты, которых следует придерживаться при составлении интерфейсов. Должно быть сразу понятно, где расположены кнопки социальных сетей, форма для поиска, подписки, поля для комментирования и тому подобное.
Для получения наилучших результатов нужно четко понимать, какую пользу получит посетитель от каждого элемента сайта.
К коммерческим факторам сайта относятся:
Желательно размещать на сайте формы заказов, калькуляторы услуг и тому подобное.
На эту тему можно прочитать статью про Способы улучшения коммерческих факторов сайта.
Отдельно следует выделить формы регистрации в интернет-магазинах или подобных сервисах. При составлении форм регистрации нужно соблюдать принцип разумной достаточности.
Иногда достаточно запросить у пользователя Имя, телефон и E-mail. А вот фамилия, адрес доставки и прочее потребуются только после совершения конкретной покупки.
Существует мнение, что для снижения показателя отказов на сайте нужно любой ценой задержать посетителя на сайте. Однако что получится, если делать это не правильными методами?
Чаще всего это приводит к длинным портянкам водянистых текстов на сайте и плохому юзабилити. Глубина просмотров больше 3-4 кликов не повод для гордости, а показатель плохой структуры сайта.
Поисковые системы имеют адекватное восприятие показателя отказов для сайтов разной тематики. Например, сравнивать сайт службы такси с контентным сайтом по показателю отказов не имеет никакого смысла.
Для снижения показателя отказов можно использовать 10 способов (читать статью).
Сайт, содержащий интригующие заголовки, но плохие статьи под ними, производит впечатление бульварного чтива. Такой подход может быть оправдан для дорвеев, новостных сайтов и подобного. Но если вам нужна лояльная аудитория, то статьи на сайте должны соответствовать определенным требованиям. Давайте их рассмотрим.
Текст сайта должен предоставлять достаточное количество точной информации, так чтобы удовлетворить запрос пользователя и наиболее полно ответить на его вопрос.
Поисковые системы считают, что если после захода на ваш сайт большинство пользователей снова вводят тот же запрос, то они не довольны. Такой поведенческий сигнал указывает на недостаток качества сайта и может негативно отразиться на выдаче.
После анонса компанией Google нового алгоритма Knowledge-Based Trust становится достаточно важным для контентных сайтов точность фактической информации. Сайты с недостоверной информацией статей больше не имеют перспектив.
Если ваш сайт не является личным блогом, сайтом писателя или поэта, а ваша целевая аудитория – это не эстеты изящной словесности, то придерживайтесь лаконичного стиля, чувствуйте меру в лирических отступлениях, пояснениях и примерах. Цените время.
Вопрос для размышления: на каких сайтах вас больше всего раздражают «водянистые» тексты?
Перелинковка увеличивает время просмотра сайта, улучшая ПФ.
В процессе работы над сайтом важно отслеживать поведенческие факторы. Для этого существуют различные инструменты аналитики.
Из них стоит отметить сервисы Google Analytics, Яндекс.Метрика и сервис для вебмастера Mail.ru.
Google Analytics интереен своей картой событий, по которой можно отследить переходы посетителей на сайте.
Яндекс.Метрика предоставляет нам отличный сервис вебвизора и карту кликов, которая покажет нам, как можно улучшить интерфейс сайта.
Вебмастер Mail.ru – позволяет измерить, насколько привлекателен сниппет сайта и в какой мере пользователь доволен его контентом.
Пользуясь средствами аналитики, можно определить, какие способы улучшения ПФ нужно использовать в первую очередь.
Таким образом мы приходим к выводу, что улучшение поведенческих факторов — комплексный процесс, который требует тщательного планирования и грамотной организации разных специалистов.
И чем крупнее проект, тем большего профессионализма он может потребовать от SEO-аналитиков, системных администраторов, программистов, копирайтеров, специалистов по юзабилити и дизайну.
Поскольку поисковые системы не могут игнорировать поведенческих факторов, то грамотный процесс их улучшения очень важен для успешного продвижения сайта.
А вот накрутки поведенческих факторов нужно избегать, потому что она может привести к санкциям поисковых систем.